Мои статьи [24] |
Висящий над городом ДеЦл. Граффити выполнены командой Rus Crew
Перефразируя классика, можно сказать: не бывает низких жанров, бывает только плохая, невнимательная аудитория. И правда - жанры имеют определенную тенденцию менять свою аудиторию с одной на прямо противоположную. Так, бывшая развлечением небольшого числа западноберлинских наркоманов электронная музыка наводнила почти весь мир.
Не меньшие превратности постигают и более современные, можно сказать, даже молодые формы творчества, из которых наиболее экстравагантным для нас является граффити. Граффити в современном смысле слова - это практически любые следы, оставляемые на поверхности. Более узко определяя специфику этого жанра, можно сказать: любые следы, оставляемые на поверхности зданий, кроме надписей, относящихся к функциям этого здания.
Для США и Европы граффити - один из традиционных современных видов творчества молодежи, живущей в больших городах. В этом жанре главным представляется сам акт создания граффити, обычно сопряженный с опасностью быть задержанным полицией или другими лицами, охраняющими объект от "вандалов-художников". Отсюда получается и образ настоящего граффитчика, который, как и многие романтические образы американской массовой культуры, напоминает первого переселенца или ковбоя, отважно воюющего с врагами и законом. Спреи (баллончики с краской) обычно воруются в американских хозяйственных магазинах. Каждый граффитчик обязан иметь свою кличку, или тэг, которым он подписывает свои произведения.
Один из самых поразительных феноменов граффити - оформление поездов подземки, которые, несмотря на регулярную чистку, покрыты ими снизу доверху. Это стало такой же узнаваемой приметой западных мегаполисов, как и, скажем, чистота на улицах. Образцом доблести для мастеров граффити является сделать wholecar, то есть расписать сверху донизу целый поезд. Пока в России такого еще никто не делал, но wholewagon'ы (вагоны электричек) уже можно встретить на любом запасном пути Московской железной дороги.
Активная, агрессивная позиция общества по отношению к граффитчикам, кажется, только стимулирует их волю к творчеству. Законы, направленные против граффитчиков, могут быть весьма и весьма жестокими. Например, в Германии, если граффитчик пойман за своим занятием в третий раз, он может угодить на пять лет в тюрьму. Но все равно граффити оказываются в самых необыкновенных и, кажется, труднодостижимых точках (например, над входом в солидный банк). И это определенно доказывает, что главная интенция этого искусства вообще - показать, что "здесь был я". Долгое время на Западе это действительно оставалось единственным посланием граффити миру. Первые граффити мало отличались от русских образцов жанра, которые мы и поныне видим на стенах. Переворот в жанре совершило изобретение объемных букв, так называемых "бабблов". После этого граффити стало изобразительным искусством и пережило несколько встрясок. Самая известная - это style wars, войны стилей, несколько напоминающие конфликт остроконечников и тупоконечников из "Приключений Гулливера" Свифта. По сути, воевали граффитчики из-за того, как надо рисовать буквы - закругленными или тупоугольными. Победила дружба, и специфика шрифтов распределилась по районам мегаполисов, подобно боевой раскраске африканских племен. Безусловно, будущим этнографам следует уже сейчас заняться изучением стилей граффити.
Социальный аспект граффити, то есть протест, выражающийся в порче чужого имущества, на Западе уже давно отошел на второй план и стал, скорее, прерогативой трущобной молодежи. Культура граффити на родине движения, в Америке, зародилась еще в конце 70-х годов прошлого века. В самом начале она была неразрывно связана с хип-хоп- культурой и музыкальным стилем рэп (он тоже во многом преследует цель показать, что "живет такой парень"). Но к началу 80-х некоторые граффитчики пробились на цивилизованный арт-рынок и стали там узнаваемыми и своеобразными фигурами, отойдя при этом от общепринятых стандартов граффити. Среди них наиболее известным является Кит Хэринг, интересный художник, умерший от СПИДа в 1991 году.
Источник: http://streetcollege.net/articles6.html
Всего комментариев: 0 | |